счастье обыкновенное (schaste_ob) wrote,
счастье обыкновенное
schaste_ob

Category:

Женщина и брюки

Долгая история разлуки и воссоединения.



Далекие предки джинсов, без которых не мыслит свой гардероб ни одна современная девушка, появились на востоке. И появились, как не сложно догадаться, из юбки. Персидским войнам не всегда было удобно сидеть в седле в своем облачении. Тогда они придумали подтягивать его ремнями между ног. А после и сшивать определенным образом. Так появились шаровары. Принято считать, что женщинам шаровары подарила легендарная основательница Вавилона царица Семирамида за 800 лет до нашей эры. Оннес, первый муж роковой красавицы и советник ассирийского царя, так тосковал по своей любимой в походе, что пригласил ее прямо в военный лагерь. А чтобы скрыть присутствие женщины, Семирамида оделась мужчиной. То есть в шаровары. Уже оказавшись в лагере, она покорила царя своей мудростью, принесшей ассирийскому войску победу (а может, и шаровары помогли). Так воспитанница пастухов стала царицей, и женщина (востока) надела штаны (шаровары).



Однако это- восток. Понятно, дело тонкое. В императорском же Риме штанов не носили вовсе. Какое-то время. Но римские воины ходили в походы в далеки земли. Так у гермацев они подсмотрели и по достоинству оценили короткие кожаные штаны. Любопытно, что шаровары римляне называли feminalia (от латинского femina — «женщина»), а слово bracatus одновременно означало «носящий штаны» и «иноземный», «чужой» . В III в. штаны стали появляться и в самом Риме, с «варварской» модой боролись решительным образом. В 397 г. императоры Гонорий иАркадий официально запретили ношение в Риме штанов, виновные наказывались изгнанием и конфискацией имущества. Но это не помогало. Впрочем, это была борьба мужчин.
Долго ли, коротко ли, а наступило средневековье. Время темное. Влияние религии и церкви на общество в этот период переоценить сложно. И женщины в штанах встречались крайне редко. Потому как еще в Ветхом Завете сказано «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие». Конечно, некоторое время ушло на то, чтобы определить что является мужской одеждой, а что- женской. В результате мы проиграли штаны. Так одно из обвинений Жанне д’Арк состояло именно в ношении ею мужской одежды. А закончилось все костром. Справедливости ради стоит заметить, что и мужчины лишились юбок. Разные ее формы сохранялись в мужском гардеробе разве что в удаленных альпийских городках. И, конечно, килты. Но об этом можно говорить долго и в красках.


Жанна д'Арк. Миниатюра 15 века

П. Рубенс. Жанна за молитвой. Около 1620 года

Штаны в более или менее знакомом нам виде подарила миру Великая Французская революция. Это были длинные панталоны, полностью закрывающие ноги. По итогам революции осуждению помимо прочего, наболевшего, подверглась и манера одеваться аристократов, роскошь, созданная потом и кровью трудового народа. В частности кюлоты, узкие короткие штаны длиной до колена. Примечательно, что аристократы обзывали противников монархии «санкюлотами» (sans culotte)— «беспорточники».



Женщины в рядах народного восстания тоже с радостью восприняли новую моду на штаны. Но снова не вышло. Спустя всего 8 дней после государственного переворота в 1799 году будущий император Франции Наполеон Бонапарт издал указ, в котором говорилось: «Любая женщина, которая желает одеваться, как мужчина, должна обратиться в квестуру (местное полицейское управление) за разрешением».
В 18ом же веке жила и более самостоятельная любительница штанов, кстати, поклонница французский веяний в моде- российская императрица Елизавета Петровна. Дело в том, что, по мнению императрицы, она являлась обладательницей прекрасной фигуры. При чем прекрасной именно в тех местах, которые обычно намертво скрывались многочисленными юбками. Так появились маскарады «Метаморфоз». Екатерины II писала: «В 1744 году, в Москве, Императрице вздумалось приказать, чтобы на придворные маскарады все мужчины являлись в женских нарядах и все женщины в мужских, и при том без масок на лицах. Это были превращенные куртаги: мужчины в огромных юбках на китовых усах, одетые и причесанные точно так, как одевались дамы на куртагах; а дамы в мужских придворных костюмах. Такие метаморфозы вовсе не нравились мужчинам, и большая их часть являлась на маскарад в самом дурном расположении духа, потому что они не могли не чувствовать как они безобразны в дамских нарядах. С другой стороны дамы казались жалкими мальчиками; кто был постарше, того безобразили толстые короткие ноги; и из всех них мужской костюм шел вполне только к одной императрице. При своем высоком росте и некоторой дюжести она чудно хороша в мужском наряде. Ни у одного мужчины я никогда в жизнь мою не видела такой прекрасной ноги; нижняя часть ноги была удивительно стройна…».


Елизавета Петровна в мужском костюме

В 19 веке была одержана первая победа. Хотя женщин в брюках все еще не пускали в общественные места.



Говоря о борьбе женщин за штаны невозможно обойти вниманием такую знаменитую особу, как Амелия Дженкс Блумер, яростного борца за права женщин в самом широком смысле и избирательные права в частности. В 1853 году она совершенно шокировала публику, появившись в обществе… в панталонах и юбке до колен! В ее честь на рубеже 19-20 веков женский велосипедный костюм (короткая юбка +панталоны) называли «блумерс». Который, кстати, придумала Элизабет Смит-Миллер.




Этот стиль ассоциировался с движением за женские права. Общество раскололось на части! Одни восторженно приветствовали новую моду и смелую парижанку. А другие рисовали злобные карикатуры. Увы- победа была недолгой. И даже сама бунтарка и родоначальница стиля, переехав в консервативную Айову, вернулась к платью с кринолином. Однако зерна были брошены.


"Ты забыла надеть юбку, Амелия Блумер!"

Дама делает предложение изнеженному юноше, который просит ее сначала поговорить с его мамочкой (на заднем плане).

"Жена просит мужа отложить роман и сыграть на пианино, а то он совсем забросил музыку после свадьбы."

"Отряд полицейских дам - жмется в сторонке, вместо того чтобы растаскивать дерущихся."

Тут на помощь женщины пришел велосипед. Понятно, что отвертеться как с дамским седлом при верховой езде в данном случае не удалось бы. Как писала австрийская писательница Роза Майредер: «Велосипед сделал для эмансипации женщин куда больше, чем вся история женского движения». А когда некая голландка села в брюках на велосипед, это вызвало такой общественный переполох, что городской голова был вынужден вызвать пожарных, чтобы восстановить порядок. Француженки вспомнили, что Наполеон не запрещал женщинам носить брюки вовсе, только обзавестись разрешением. Впрочем, их было выдано чрезвычайно мало.
Российские любительницы велосипедного спорта так же отстаивали свои права, ведь в российских городах дамская езда на велосипеде была официально запрещена вплоть до второй половины 90-х годов 19 века. Как раз из-за формы одежды. Немного утешает то, что в глухих провинциях всех велосипедистов легко могли принять за нечистую силу и прогнать «чертей на колесе» подручными средствами. Ведь велосипед в то время вовсе не был доступным для всех развлечением, оставаясь уделом преимущественно аристократов (и аристократок).




В журнале «Велосипед» за февраль 1894 года писали: «Преобладающий тип костюма изображен на картинке: это - кофточка с отворотами, надетая на цветную рубашку с галстуком, и широкие шаровары, которые с первого взгляда можно принять и за короткую юбку. Затем цветные чулки и легкие башмаки. Шляпки самых разнообразных фасонов. Относительно шаровар вкусы и мнения разделились. Одни называют подобный костюм чистейшим неприличием и безвкусием, другие, напротив, находят, что подражание в костюме дамам мусульманского Востока очень оригинально и красиво. Что одержит верх, юбка или шаровары, теперь предсказать еще трудно...»




Да, интерес к брюкам не был чужд русским женщин. Знаменитая поэтесса Зинаида Гиппиус любила шокировать публику. Ее фото в штанах датируется 1890 годом. Она же позировала художнику по имени Леон Бакст в мужском костюме в 1906.




Во многом популяризации дамских брюк помог тот самый Леон Бакст. Балет «Шахерезада», главная премьера 2ого года русских «Сезонов» в 1910 году произвел неизгладимое впечатление на парижских зрителей. Сам балет, движения и костюмы, так удивили и заворожили публику, что все хозяйки парижских салонов спешно скупали турецкие и персидские ковры, заказывали низкие «восточные» диваны. Поднялся спрос на пудру тёмных оттенков – парижанки желали быть смуглыми. Эскизы костюмов и декораций, восхитивших французов, были немедленно выкуплены у автора парижским Музеем декоративных искусств.






Восточное вдохновение принял от «Шахерезады» и другой покровитель дружбы женщин и брюк- французский дизайнер Поль Пуаре. Он предлагал не только одежду, но стиль жизни. Он организовал первое в истории турне высокой моды по столицам Европы с участием манекенщиц, открыл фирму по производству духов и косметической продукции, даже школу искусств. Он освободил женщин от корсетов и непомерно пышных юбок, он облачал их в античный орнамент, арабскую вязь и пёструю украинскую вышивку, первым использовал в своих коллекциях чулки телесного цвета и бюстгальтеры знакомой нам формы. Взорвал привычный пастельный гардероб целым фейерверком красок.



Мастер давал своим платьям- произведениям искусства имена: лилово-фиолетовое платье «1811 год», белоснежная «Жозефина», тёмно-красная «Евгения», бархатное манто «Исфахан» с изобилием позолоты, напоминавшее одеяние персидского шаха… Пуаре учил женщин чувствовать, знать и любить собственное тело. И одним из его увлечений стал восток.


Алжирские женщины, Эжен Декалруа

В 1910 году Поль Пуаре одел манекенщиц в костюмы с длинными юбками-брюками, одновременно украсив их головы тюрбанами. А в 1911 году модельер устроил грандиозный театрализованный праздник «Тысяча вторая ночь, или Торжество по-персидски». Где гости, облачённые в необъятные шёлковые шаровары, бархатные безрукавки и юбки-абажуры, увешанные настоящими и поддельными драгоценностями, загримированные, как на сцене, пировали и веселились, забыв о Париже в дивном «оазисе» Востока.







Брючную эстафету приняла Коко Шанель. Великая мадмуазель создала брюки для самой себя, собираясь в Венецию, чтобы без проблем садиться в гондолы и покидать их.


Коко Шанель

Битва за штаны, аргументация «за» и «против» юбок как символа женственности могли бы идти еще долго. Но, к несчастью, случилась война, расставившая многие точки над самыми удобными «i». Общество признало право женщин носить брюки. Увы- это не имело ничего общего ни с модой в ее возвышенном смысле, ни с восточными шароварами из тончайшего шелка с вышивкой, ни даже с гондолой. Это была форма, рабочая одежда, необходимая мера. Женщины как бы покидали привычный им образ, занимая место мужчин. Однако по-прежнему появление женщины в штанах (в частности рабочих комбинезонах) в обществе за исключением моментов, связанных исключительно с работой, считалось недопустимым.




Впрочем, настоящие модницы всегда и все обращали на пользу своему гардеробу и образу. После Первой Мировой войны появляются первые смокинги для женщин, а звезды не стесняясь фотографируются в схожей с военной формой одежде. Впрочем, нельзя сказать, что дамские смокинги навеки покорили вершину общественного признания, их час еще не пробил.



звезда немого кино Анита Пейдж, 1936

Постепенно женщина в брюках становилась все более и более привычна взору, уже не так раздражала консерваторов. В 1930-х годах общество заметно потеплело к такому капризу. Появляются не_рабочие брючные костюмы. Они предназначались для спорта и отдыха. Но по-прежнему, такая форма одежды воспринималась неоднозначно и потому была не очень распространена.



Так в 1931 году бургомистр Парижа потребовал от Марлен Дитрих, известной в том числе экстравагантной манерой одежды, немедленно покинуть город, так как она отважилась появиться на улице в мужском костюме. Любимая миллионами актриса вообще любила мужскую одежу и аксессуары. Пиджаки, брюки, смокинги, сигары и цилиндр ассоциируются с ее именем едва ли не больше, чем меха и высокие разрезы на укороченных юбках.





Потом была Вторая Мировая война. И женщины встали у станков, заменили ушедших на фронт мужчин. И снова на выручку им пришла рабочая форма. А после войны, уставшие от огромных плеч, бесформенных комбинезонов, от лишений женщины бросились в объятья «новому стилю», пышным юбкам и осиным талиям. Я уже как-то писала об этом: http://schaste-ob.livejournal.com/204625.html#cutid1
Конечно, штаны для женщин не были одеждой вечерней или нарядом для выхода в свет. Однако они уже завоевали себе место в дамском гардеробе, верно служа для отдыха, спорта, путешествий или в качестве пижамы. Их носили этакие «девочки по- соседству», не самые обеспеченные девушки, по необходимости к ним привыкшие.


Кэтрин Хепберн

Хотя полемика вокруг брюк продолжалась. В 1964 году в журнале Der Spiegel писали: «В то время как противники брюк надеются, что эти «двуногие» создания так же быстро выйдут из моды, как и прошлогодние высокие сапоги, сторонники брюк уверены в успехе новой моды».






Между тем, не только уже была предрешена безоговорочная сдача брюк в женский гардероб, но и фронт расширялся. В 1961 году Мэрилин Монро снялась в фильме «Неприкаянные» в джинсах Levi's 501, открыв эти рабочие, чисто мужские штаны, как одежду унисекс.





А в 1966 году Ив Сен- Лоран возродил тему женского смокинга. Это была новая скандальная война! Ведь брючное движение охватило средний класс. А богатых клиенток знаменитого кутюрье не пускали в лучшие рестораны и отели! Зато, если девушки снимали брюки, они могли пройти в желаемое заведение. Пусть даже в таких экстремальных мини, которые могли выйти из рубашек в роле платья.


Смокинг от Ива Сен-Лорана, 1966

Брючный костюм от Ива Сен-Лорана, 1975

Не чужда была тема и нашим соотечественницам. При советской власти с женскими брюками боролись решительно. Как и с длинными волосами у мужчин. В начале 1980-х годов ректор Ленинградского Института культуры отменил свой запрет на женские брюки после заметки в «Комсомольской правде».

Однако, и сегодня не все женщины всего мира могут носить штаны. Так в одном из штатов Малайзии с женщин, надевших брюки, джинсы и мини-юбку, взимается денежный штраф в размере 138 долларов. В Свазиленде и вовсе солдаты национальной гвардии, увидев женщину в брюках, по закону обязаны немедленно снять их с нарушительницы и тут же порвать (ладно хоть белье оставляют). Да и запрет Наполеона Бонапарта на ношение женщинами штанов, к слову, никто так и не отменил;)

где искала я и можно найти еще:
http://www.befine.ru/luck/209-semiramida-temnaya-carica.html
http://www.rol.ru/news/hobby/fashion/03/01/15_001.htm
http://www.historyweb.ru/study-136-1.html
http://community.livejournal.com/antique_fashion/61247.html
http://melbaa.livejournal.com/97016.html
http://www.relooking.ru/blogs/1/index.php?page=post&blog=anna&post_id=99
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C_%D0%9F%D1%83%D0%B0%D1%80%D0%B5
http://www.blauz.by/moda/puare/moda.htm
http://www.blauz.by/moda/puare/moda.htm
http://www.mobus.com/moda/76265.html
http://users.livejournal.com/_ksa/529982.html
http://a-la-belle.livejournal.com/70811.html
http://1k.com.ua/337/details/9/1
http://nobraininside.livejournal.com/1025.html
http://www.mith.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?board=human;action=display;num=1136837083
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0_%D0%94%D0%B0%D1%80%D0%BA#.D0.9F.D1.80.D0.BE.D1.86.D0.B5.D1.81.D1.81_.D0.B8_.D0.BE.D1.81.D1.83.D0.B6.D0.B4.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5
http://theatreday.ioso.ru/mask.html#9c
http://www.liveinternet.ru/users/arin_levindor/post66872568/
http://blog.trud.ru/users/rodich2007/post81539241
http://ru.wikipedia.org/wiki/YSL
http://www.diary.ru/~aura16/p45908559.htm
http://teambikers.ru/content/view/1895/100/
http://www.velo.vn.ua/content/view/53/76/
http://tabellarius.ya.ru/replies.xml?item_no=313
http://www.wmj.ru/parts/moda/istoriya-mody/istoriya-veschey/page/articles/muzhskoj-kostyum-v-zhenskom-garderobe
http://www.adzhedo.com/istoriya-zhenskih-bruk/
http://afield.org.ua/fashion/fashion25_2.html
http://users.livejournal.com/_ksa/529982.html

Tags: вдруг пригодится
Subscribe

  • (no subject)

    Л. Толстой «Анна Каренина». Честно скажу- особого впечатления от книги я не ожидала. Как бы сюжет знаю, экранизации смотрела. Но. По…

  • (no subject)

    «Изабелла». Не без сериальных перегибов местами, что уж. Но- красиво, черт побери. И сюжет, и характеры, главное- платьюшки! Зерно любви…

  • (no subject)

    Дж. Мартин «Короли- пустынники». Мартин хорош, во всяком случае мне еще не попадалось ничего плохо написанного, слабого, скучного от…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • (no subject)

    Л. Толстой «Анна Каренина». Честно скажу- особого впечатления от книги я не ожидала. Как бы сюжет знаю, экранизации смотрела. Но. По…

  • (no subject)

    «Изабелла». Не без сериальных перегибов местами, что уж. Но- красиво, черт побери. И сюжет, и характеры, главное- платьюшки! Зерно любви…

  • (no subject)

    Дж. Мартин «Короли- пустынники». Мартин хорош, во всяком случае мне еще не попадалось ничего плохо написанного, слабого, скучного от…