счастье обыкновенное (schaste_ob) wrote,
счастье обыкновенное
schaste_ob

Category:

МО-ДА СССР 1917-1930е

1
Стой! Ночная панель
Вот чему должно быть крышка,
Вот вести с чем надо бой:
Строя старого отрыжка
На панели пред тобой!
Перья, пудра, краски, мушки,
Блеск поддельной красоты,
Продающиеся "душки"
Безобразные "коты"
Заразное наслаждение,
Враг распутный до утра,
Это злое навождение
Прекратить давно пора.
Надо кончить с гнойной свалкой,
Оздоровить города
Пролетарскою закалкой
Женской воли и труда.
(Демьян Бедный)
1929 год
Неизвестный художник


ПРОЗОДЕЖДА и 1е ШАГИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1917-1921)
Это эпоха аристократичных, утонченных, прекрасных русских маникенщич. В Париже.
А СССР строит новое государство, новое общество, стремясь начать все с чистого листа.
2
Рукописный плакат, Степанова Варвара Федоровна 1919

В новой России- ныне СССР- разрабатывается новая, идеологически верная одежда для рабочих и крестьян. Неотступно витает в воздухе идея о создании советского стиля в моде. Уже в 1919 г. в Москве были созданы мастерские прозодежды (одежды для производства и повседневной носки). Загвоздка была лишь в том, что никто точно не знал и не понимал какая она- одежда нового советского человека. И все варианты свелись к униформе для всей страны. Жакет и прямая юбка у женщин, жакет и брюки для мужчин. В 1921 году проект предпринял попытку к осуществлению, но на складах попросту не было достаточного количества темно-синей ткани.
3
Женщины- милиционеры выполняют гимнастические упражнения, 1919

Все должно было быть стандартизировано, унифицировано. Шляпки и меха, бижутерия и косметика подвергнуты остракизму, осуждены как признак буржуазности. Тенденция «как у всех», стремление не выделяться ничем- увы- не прошли с первыми годами советской власти, а просуществовали в головах еще долгие-долгие годы.
Например, супруга вождя, Надежда Крупская, подчеркивала свое отношение к моде как к порождению империализма. И относилась к самой идее враждебно. Легенду революции частенько видели в зимнем пальто с разными пуговицами или вовсе без них.
4
Супруга В.И. Ленина, Крупская Надежда Константиновна

Народными героями в стране победившей революции были ее вчерашние бойцы. И предметы одежды, ассоциировавшиеся с ними, стали объектом зависти, подражания- моды. Так кожаную куртку можно считать по-настоящему культовым предметом, пережившим в сердцах и гардеробах не только 20-е и 30-е годы. Знаменитые куртки были пошиты еще до революции, во время Первой мировой войны для вновь организуемого авиационного батальона. В то время они так и не были востребованы, а потом случайно были обнаружены на складе и выданы чекистам и комиссарам в качестве униформы. Так как в сложных условиях финансовой и социальной нестабильности быстро обеспечить нужное количество людей добротной форменной одеждой было попросту невозможно.

5
6
7

Во многом похожа история другого атрибута «человека новой власти»-буденовка. Художник Васнецов во время Первой мировой войны придумал для царской армии имитацию шлема древнерусского воина. Будущие буденовки были отшиты, и тоже совершенно невостребованными лежали на складах. Пока их не нашли, не пришили красных или синих звезд из подручных материалов и не раздали в руки крестьян и рабочих.
8
9
Плакаты, около 1920 г

НЭП (1921-1931)
На смену «военному коммунизму» пришла Новая Экономическая Политика (1921-1931), ставившая свой целью восстановление народного хозяйства c переходом в социализм. А это помимо прочего означало открытие множества маленьких и не очень ателье, всевозможных шляпных мастерских. Появляются те, у кого есть возможность и желание заботиться о своем внешнем виде. И те, кто готов им в этом помочь.

Героиня того времени- нэпманша. В платье «чарльстон» с низкой талией и вышивкой, мешковато сидящей на полной фигурой с отчетливым животиком. Внезапно разбогатевшая, не обладавшая тонким вкусом или чувством меры. Не отягощенная образованием. С минимумом аксессуаров. Из женского образа уходит утонченность и грация, воздушность «прекрасной эпохи».
10
11
Фининпектор у нэпменши, 1928г, Аркадий Шайхет; советские актрисы в роли нэпманш, 1926

12
1921г. Члены Комиссии по продразверстке в верхней одежде, реквизированной у "буржуев".

Успешный мужчина того периода так же едва ли был человеком культурным, с развитым эстетическим чувством, обладатель тонкого вкуса в одежде. И мужская мода в тот период практически не развивалась. Многие по-прежнему стремились ориентироваться на вождя, Ленина, который изображался на большинстве портретов даже в одном и том же галстуке. В целом, его одежда на фото и портретах представляет собой классический европейский костюм 1910-х гг.. Разве что образ вместо «буржуазного» котелка венчает «пролетарская» кепка, заимствованная из американского городского костюма, прочно въевшаяся в сознание и гардероб советского гражданина на долгие годы.

13

14
Ленин; Ленин;

15

Уличный фотограф, 1920

Однако, на фоне неумелых нарядов и массовой бедности или безвкусия, лучом стиля и надежды были русские модельеры. Ярче других в истории советской моды остались имена Степановой и Поповой. Конечно, у них не было (и в советской России не могло быть) своего дома мод. Зато они реализовывали творческие идеи в театральных костюмах и в эскизах для журналов. Прежде всего, они обращались к русской народной теме. Самое парадоксальное, что эти мотивы не происходили изнутри самой России, а были настоящим «приветом» с запада. 1920-е – блестящее шествие Русской Моды по всей Европе. Многочисленные дома мод, мастерские по расшиванию бисером, вышивка народными мотивами, даже кокошники с вечерними платьями.
16
17
18
Вера Степанова; Ткань, разработанная Варварой Степановой 1924

Тянули к западу и другие герои повседневности. «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино»- изрек Ленин в 1922 году. И мир кино действительно становится ближе, популярнее. Только не фабрика грез, а наши дарования, не известные за пределами Союза. Такие звезды немого кино как Ольга Жизнева, Вера Малиновская, Анна Стен всем своим образом подражали западным, голливудским дивам.
19
20
Анна Стен, 1932; Вера Малиновская, 1931

Среди мужчин Советского Союза ярко выделялись такие личности, как В. Маяковский, всегда одевавшийся в заграничные (обычно американские) костюмы. Но их было ужасно мало.
В. В. Маяковский и мексиканский коммунист Франциско Морено, 1925
В. В. Маяковский, 1930
В. В. Маяковский и мексиканский коммунист Франциско Морено, 1925; Маяковский, 1930

Важной деталью русской моды 1920х годов был спортивный конструктивизм. В этом направлении явно ощущалось влияние архитектуры конструктивизма, представленной в России творчеством Ле Корбюзье, Родченко, Татлина и др. Модным элементом костюма, выдержанном в этом направлении, был, например, купальный костюм.
спортивная одежда, варвара степановна, 1923
Спортивная одежда, Варвара Степановна, 1923

В общей же массе отличительным признаком всего послереволюционного периода в моде была «самодельность». Если дореволюционная мода изготавливалась из хороших материалов, профессиональными портными, с использованием дорогой отделки, то жители СССР вынужденно обходились подручными материалами и швейной машинкой, которая была предметом мечтаний и первой необходимости в каждой семье. По воспоминаниям Надежды Тэффи в ход шли занавески, простыни и скатерти. Очень популярен был полосатый матрасный тик. Активно использовались дореволюционные ткани и отделка, если кому-то повезло их заполучить. По новой моде перешивались и уже готовые платья, потому в России практически не осталось дореволюционных платьев, хотя в Европе многие их них отлично сохранились и по сей день.
Хуже всего было с бельем и обувью. Их просто не было, невозможно было купить, достать. Белье часто тоже шили в домашних условиях или на заказ. А обувь носили, пока она не разваливалась совсем. Зимой очень выручали валенки.
1291737169-reklama-ussr-80
1291737207-reklama-ussr-83


ПЕРЕД ВОЙНОЙ (1930-е)
В моде СССР формируется в тот период особый микро-климат. С одной стороны «железный занавес» отсекает поток модных журналов с Запада, связь с внешнем миром слабеет по всем фронтам, что определяет ряд особенностей отечественной моды. С другой- самыми разнообразными способами информация эта просачивается, сохраняются основные мировые тенденции.
Это время более реалистичного взгляда на настоящее и будущее государства. Коммунизм вдруг не наступил. Дискуссии о специальной одежде для нового советского человека стихают, теряет свою актуальность идея массового решения вопроса «моды победившего пролетариата». 1930е были первым свежим глотком советской моды.
В 1935 отменена карточная система.
В 1931 году с целью изымания у населения последних припрятанных ценностей были открыты «Торгсины» (Торговые синдикаты), где в обмен исключительно на драгоценные камни, золото, серебро и платину можно было получить различные товары повседневного спроса. Там можно было купить дефицитные продукты. А еще одежду, текстиль, нижнее белье и другие излишества. В крупных городах процветают комиссионки. Что порождает чудовищную спекуляцию, с которой никак не могут справиться.
улица садовая
Улица Садовая

В 1932 году в Витебске открывается первая советская фабрика по производству белья «КИМ» (Коммунистический Интернационал Молодежи), предназначенная для тотального обеспечения советских граждан мужскими кальсонами, семейными трусами и зимними женскими панталонами с начесом.
Мосбелье, 1937 г. , комбинации женские
Мосбелье, 1937 г. -сорочка гейша для мальчиков
Комбинации женские; Сорочка «гейша» для мальчиков, Мосбелье, 1937 г.

В 1934 открылся первый советский Дом моды, который назывался «Трест Мосбелье». Руководительницей стала Н.П.Ламанова, которой в то время было уже за 70 лет, и которая представляла старую школу моделирования. Об этой женщине стоит сказать отдельно. В далеком прошлом Надежда Петровна была «поставщицей двора Ея Императорского Величества». За что в возрасте 57 лет (в 1919 году) сидела в Бутырке. С 1921 года она работала в театре Вахтангова. В период, когда не хватало ничего, во времена голодные и страшнные, она буквально собирала сказку, туалеты ее работы завораживали, «Принцесса Турандот», «Зойкина квартира», «Егор Булычов и другие». Во многом благодаря ее работам на всемирной выставке в Париже, интерес к стилю «а-ля рус» не утихал. В СССР шиться у Ламановой считали за счастье самые привилегированные заказчицы. Много позже, когда над миром гремела Вторая Мировая Война, она сказала свой подруге- скульптору Вере Мухиной:
— Я скоро умру.
— Как вы можете так говорить? Почему?
— У меня остались всего только две капли «Коти».
Надежда Петровна Ламанова скончалась от сердечного приступа 14 октября 1941 года в самом центре Москвы, разве могла она жить без французских духов.
0_ad30_3086f8fd_XL
0_ad36_5f04aaa4_XL

eba40cb61fd7

Платья от Ламановой рубежа 19-20вв; Актрисы МХАТа в платьях Ламановой 1930е; платье по народным мотивам 1919-1925;

Легкая промышленность не стоит на месте! В середине 1930х впервые после революции в свободной продаже появляются ткани. Преимущественно, ситцы- по причинам его дешевизны. И по все стране счастливые женщины шьют платья и сарафаны. «Советская ткань – лучшая ткань в мире!». Была поставлена цель увеличения выработки тканей повышенного качества и при этом снижение их себестоимости. Так был реконструирован целый ряд текстильных предприятий, появились первые отечественные автоматические ткацкие станки, осваивались новые сорта тканей – креп, шерстянка, фуляртин, сатин, коленкор, атлас, коверкот, шевиот, сукно, бостон, коломенк, фланель, бумазея. Увеличился выпуск тонких тканей – вольты, майи, маркизета, батиста, зефира, тканей с вискозным волокном, и даже такие популярные- шелк, атлас, крепдешин, файдешин, крепжоржет. Правда, такие ткани было почти невозможно купить. Разве что с трудом и в крупных городах. Новые требования серьезно ограничивали художников. И жертвами таких реформ пали старые гравировочные валы с прекрасными традиционными для ткацкого производства орнаментами. Однако, и серпам с молотами было не суждено надолго занять все тканевое пространство. После фельетона в «Правде», под названием «Спереди - трактор, сзади – комбайн» от подчеркнуто- светской тематики отказались по причинам вульгаризации идей социализма и коммунизма. На смену приходят традиционные, преимущественно цветочные, узоры.
1291737127-reklama-ussr-07

«Писк моды»- крепдешиновые платья в цветочек. Маленькие или средние цветочки, часто на сером, черном, бордовом или темно-синем фоне, распространен и мелкий геометрический рисунок.
крепдишиновые платья

Как и на западе, талия женского туалета возвращается на положенное природой место.
Журнал модных фасонов москошвея, 1937
Журнал модных фасонов москошвея, 1937

Как и на западе, в предчувствии войны, к спорту проявляется повышенный интерес. При активной помощи государства, граждане легко подхватывают это увлечение.
1930-плакат
002400184

1933
1934
1938



Плакаты, нач 1930х

футбольный матч на красной площади, 1930
футбольный матч на красной площади, 1930;

Физкультурники. 1933. Фото И. Шагина.
Физкультурники. 1933. Фото И. Шагина.

крым
Крым


Как и на западе, самым популярным в одежде был белый цвет. Только в СССР он не был просто отголоском спортивной, теннисной и яхтовой моды. Белый цвет символизировал как легко и радостно живется каждому гражданину огромной страны. «Жить стало лучше, жить стало веселее!»,- объявил Сталн, и спорить с ним охотников не нашлось.
екатерининский парк 1938
Москва. Колонна спортсменов. 1937. Фото И. Шагина.










Екатерининский парк 1938; Москва. Колонна спортсменов. 1937. Фото И. Шагина.

Как и на западе, в затрудненных финансовых условиях, особое внимание девушки уделили шляпкам. Хотя большая часть женщин были далеки от шляпок и шубок, довольствуясь беретами и стегаными ватой пальто. Однако, полупрофессионалки из НЭПа весьма выручали.
Журнал модных фасонов москошвея, 1937-1
Журнал модных фасонов москошвея, 1937

0_2fc33_97773b7d_L

А вот мода на блондинок не прижилась. Женщины по всему миру делают перманент и осветляют волосы. Но средства для осветления- слишком большой дефицит в СССР. И натуральных блондинок не так уж и много. Зато в относительно легком доступе есть хна и басма. И в моде брюнетки.
Еще с революционной поры начинает формироваться новый образ женщины. Усилия по его формированию в 1930е набирают обороты. Теперь она- товарищ, коллега, соратник в нелегком деле революции и построения коммунизма. Она- советский гражданин. А не какой-то там объект. Соответственно, кардинально меняется облик женщины, делается менее женственным, это не холодная и сдержанная красота западных героинь. Активнее вступает в права спортивный стиль, гораздо слабее течение ностальгического романтизма. В послереволюционные годы короткая стрижка была практически у всех женщин. Во-первых, это отражало новый образ женщины. Во-вторых, часто объяснялось бытовыми трудностями.
12979469369317ussrposters17
К.Ротов 1930
В. Сварог, 1935; К. Ротов, 1930


Мужская мода того периода была крайне аскетична. Несмотря на новый облик советский женщины, ей все равно прощался интерес к своему внешнему виду, моде, тряпкам и прочим глупостям. А вот разговоры о моде мужской были чем-то не приличным, не достойным. Сознательному гражданину, денно и нощно думающему о высоких иделах, следовало бы устыдиться даже мыслям таким, не говоря уже об оформившихся желаниях. Как с буржуазным пережитком велась борьба с галстуком. Среди головных уборов лидерство по-прежнему «держала» кепка. В подражание товарищу Сталину, запомнившегося в военизированном френче, преобладают спортивные и военные мотивы. Правда, у многих «из верхушки» под таким скромным одеянием было замечательное заграничное белье.
1930-1






аллилуева надежда и сталин



Внимание на мужчину на заднем плане; Аллилуева Надежда и Сталин

Типичный летний мужской костюм представлял собой ансамбль из белых полотняных штанов и косоворотки навыпуск. Зимний костюм состоял из тех же предметов предметов, но уже темного цвета. По мере необходимости в ход шли свитера и шарфы. Часто встречался комплект, состоящий из пиджака, косоворотки и кирзовых сапог.
0_51faf_2246ad72_orig
66928f3352
Журнал модных фасонов москошвея, 1937-2
Журнал модных фасонов москошвея, 1937

Однако, все достижения в области советской моды имеют характер скорее местный, имеют еще зачаточный характер. Единый моделирующий центр еще не был сформирован. Проектировщики трудятся на крупных фабриках с собственными художественными и конструкторские мастерскими. В государственном издательстве легкой промышленности даже начали выпускать каталог, предназначенный для торговых организаций, которые могли бы заказывать все эти модели на соответствующих фабриках. Но на самом деле одежда такого уровня, в советских магазинах продавалась крайне редко. Огромной проблемой и для выпуска хороших тканей, а, следовательно, и для качественной одежды было производственное сырьё, которого катастрофически не хватало. Эпоха дифицита. Все нужно не просто покупать, но «доставать». И по содержимому шкафов очень четко можно было определить не только финансовый достаток хозяина, но и его социальное положение.
С одной стороны СССР представляют бывшие нэпманы, сумевшие заработать хорошие деньги, семьи военных и партийных начальников, руководители наиболее важных должностных постов (номенклатурные работники), творческая элита, и те, кто устроился на какие-либо «хлебные места», связанные с дефицитом. Партийные работники и их жены. Они могли себе позволить шить на заказ у профессиональных, высококлассных портних. В их гардеробах встречались, а о и преобладали модные заграничные костюмы, высокого качества. . Например, в гардеробе наркома НКВД Генриха Ягоды кроме несметного количества рубашек, было 21 пальто и 22 костюма, причем большинство из них – иностранных марок. Однако было не принято открыто демонстрировать свой достаток широким массам простого народа.
В 1935 году в качестве представителя французской моды в СССР приезжала сама Эльза Скиапарелли! Одна из самых знаменитых и влиятельных дизайнеров в мире. Показ ее моделей был закрытым. Скиапарелли даже смоделировала костюм для советских женщин – маленькое черное платье, красный жакет и шляпку-берет. Но чиновники сочли его неподходящим для пуска в производство. Их смутили большие карманы, которые могли стать настоящим «подарком» для воришек в транспорте. Позже знаменитая кутюрье вспоминала: «Мне казалось, что одежда для рабочих должна быть простой и практичной, но я увидела настоящее буйство шифона, плиссе и оборок».
modathirty_98
Группа актеров в гостях у Станиславского ( середина 1930-х)

0_51fba_e11909b4_orig
С другой стороны у большинства населения были очень низкие доходы. Многие даже не задумывались- модная у них одежда или нет, а попросту носили то, что еще можно было носить. Многие дети по всей стране не посещали школу, потому что не в чем. Особенно остро это ощущалось в деревнях.
И где-то между ними разрастается прослойка тех, кому уже хочется выглядеть хорошо, носить модные и качественные вещи, но еще не может позволить себе заграничных костюмов и частных портних. Вот они-то и «достают» все, по знакомству, по блату, с трудом, по завышенным ценам, обходными путями. Именно за их счет процветает пышным цветом спекуляция.
Джеймс Эббе 1932
Фото: Джеймс Эббе, 1932
очередь за керосином
Очередь за керосином

К концу 1930-х положение модных дел немного улучшилось. Из Прибалтики, Польши и Западной Украины, занятыми советскими войсками хлынули посылки сестрам и женам. С платьями, тканями, духами, мехами и сумочками!
орлова-веселые ребята-1934-1
Л.Орлова, веселые ребята-1934

Ну, а после была война. И опять стало не до духов и сумочек.

ИСТОЧНИКИ:
http://www.osinka.ru/Moda/Style/2007_Fashion_XXvek/1910-1930_10.html
http://konstantinmiro.com/tendency/istoriya-kostyuma-1910-1930/
http://www.casual-info.ru/moda/wardrobe/168/14339/
http://www.fashiontime.ru/fashion/news/5506.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%F3%E4%B8%ED%EE%E2%EA%E0
http://www.allabout.ru/a9497.html
http://www.livemaster.ru/topic/70601-istoriya-mody-nadezhda-lamanova
http://kinoartist.forumbb.ru/viewtopic.php?id=733&p=1
http://www.ateismy.net/content/spravochnik/kritika/doloi%20stid.html
http://london-is-passion.blogspot.com/2010/09/1.html
http://www.diary.ru/~felbert/?tag=3494331
http://leggies.narod.ru/telo/catalog/catalog37.html
http://megan-swing.livejournal.com/763619.html
http://mylitta.ru/270-leather-jacket.html -
http://costume-history.livejournal.com/676787.html#cutid1
http://tver-bul.livejournal.com/60110.html
Tags: вдруг пригодится
Subscribe

  • (no subject)

    если за новогодние праздники успеваешь соскучиться по работе, то, пожалуй, все не плохо так по-жизни:)

  • (no subject)

    итогов не будет. просто: С НОООВЫЫЫМ ГОООДОООМ!!!!! :))))))))))))))))))))))))

  • (no subject)

    Л. Толстой «Анна Каренина». Честно скажу- особого впечатления от книги я не ожидала. Как бы сюжет знаю, экранизации смотрела. Но. По…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments